Статьи и публикации  Dolby — «Dolby Laboratories, Inc.»
Dolby – человек и технологии «Звукорежиссер»
Михаил НАСОНКИН
Даже те, кто далек от профессионального звука и имеет дело лишь с бытовой техникой, так или иначе, но слышали слово Dolby. Но это не просто слово – это фамилия гениального ученого и инженера-изобретателя Рэя Долби – основателя компании Dolby Laboratories Inc. В 2008 году он праздновал свой 75-ти летний юбилей. Рэй Долби родился в 1933 году в Портленде (Орегон).
Ray Dolby
В детстве он обожал музыку и играл на нескольких музыкальных инструментах – фортепиано, кларнете и гитаре. При этом его занимало не столько музицирование, сколько природа звука как таковая.
Подростком он получил в подарок кинокамеру и принялся снимать все подряд. С тех пор начался его роман с кино, продолжающийся по сей день. В 1948 году, еще в школе, он устроился механиком в городской кинотеатр. Там он познакомился с Алексом Понятовым – основателем компании Ampex Corporation и получил приглашение в ней работать. Через год, по окончании школы, Рэй поступил в Стэнфорд. С 1953 года он сосредоточился на главной разработке компании Ampex – создании первого в мире видеомагнитофона.
Только в 1957 году ученый совет Стэнфорда присвоил не очень прилежному тогда студенту степень бакалавра. А еще через пару лет наградил сразу двумя стипендиями. На эти деньги молодой человек отправился в далекий Кембридж продолжать учебу. В Великобритании по достоинству оценили таланты вновь прибывшего студента. В 1961 году ему присудили докторскую степень по физике и звание научного сотрудника знаменитого Пемброкского колледжа.
В 1963 году он получает назначение советником ЮНЕСКО в Индии, и там Рэй Долби начинает путешествовать. С собой он возит громоздкий бобинный магнитофон, на который записывает песни и традиционную индийскую инструментальную музыку. Но скоро понимает: передать ее магию при помощи существующей аппаратуры невозможно. Нежные piano ситара и таблы, нюансы 22-ступенного традиционного звукоряда скрадываются шипением, усиливающимся по мере ослабления звука.
Именно тогда молодой физик впервые задумывается о качестве звукозаписывающей техники.
С тех пор ее совершенствование стало главной идеей Рэя Долби. В мае 1965 года, сразу же по возвращении в Лондон он основывает Dolby Laboratories и приступает к реализации своего изобретения, хотя в общих чертах суть изобретения была ему ясна еще в Индии.
Так родилась техника Dolby-A noise reduction – запатентованная Долби система шумопонижения. Здесь проявилась мудрость Рэя Долби и как бизнесмена – свой патент Долби оценил так низко, что в подделке его продукции не было никакого смысла, что ограждало его изобретение от пиратов. В то же время система лицензирования использования изобретенных им технологий обеспечивала постоянный приток средств для дальнейшего развития компании.
Рэй Долби
Последняя треть ХХ века, на которую пришлось становление Рэя Долби, как ученого, совпала с настоящей революцией в области высоких технологий: развитием кино, телевидения, появлением цифровой техники, мобильных коммуникаций, интернета. Всю жизнь Долби тщательно отслеживал новинки техники, продолжая развивать и свои изобретения. Так, вслед за профессиональными системами шумоподавления Dolby A и Dolby SR возникли Dolby noise reduction В, С и S для аудиокассет, Dolby Surround и Dolby Stereo – стереосистема с эффектом кругового звучания, а наряду с аналоговым появились варианты цифровых Dolby-технологий. На их основе ученый конструирует сложнейшее оборудование кодирования-декодирования для профессиональных и домашних кинотеатров – ProLogic и Dolby Digital.
Первым фильмом, озвученным при помощи Dolby-аппаратуры, был "Механический апельсин" Стэнли Кубрика, вышедший на экраны в 1971 году. С этого момента Рэй Долби и работает в кино. Он настолько увлекся им, что в 1976 году оставил Лондон и переехал в Америку, поближе к Голливуду. Сегодня Dolby Laboratories работают по обе стороны океана – в Великобритании (Wootton Bassett, Wiltshire) и в США (Сан-Франциско и Лос-Анджелес). Позже добавились офисы в Нью-Йорке и Лондоне, а также в КНР и Японии.
Специфика кино требовала усовершенствования метода, и Долби с готовностью принялся за дело. Настоящий скачок в развитии киноиндустрии произошел в 1975 году с появлением Dolby Stereo. На новое и недешевое оборудование (процессоры Dolby Surround) должны были перейти как производители фильмов, так и владельцы кинотеатров. Но самостоятельно им это было не всегда под силу, слишком уж непростой была предлагаемая технология.
Поэтому еще с тех пор в состав съемочной группы входит инженер из Dolby Labs, а в титрах появляется надпись "Авторизованный консультант Dolby". Начиная с 1977 года один за другим, на мировые экраны выходят знаменитые "Звездные войны" Джорджа Лукаса. Одной из причин успеха трилогии стали ее невероятные звуковые эффекты, поразившие воображение публики не менее чем сюжет, спецэффекты и актерский состав картин.
Dolby Laboratories
Следующим этапом в кинозвуке стало введение так называемого АС-3 кодирования, или Dolby Digital. Это произошло в 1993 году, тысячи кинотеатров только-только успели перейти на аналоговый Dolby Stereo.
Однако, невзирая на трудности перевооружения, кинобоссы с радостью пошли и на эти перемены. Ибо сборы, которые приносили картины Dolby Digital-5.1 (а затем и Dolby Surround-EX 6.1), оправдывали все.
Это понимал и Рэй Долби, с самого начала своей карьеры поставивший на разработку профессионального оборудования и его адаптацию к возникающим высоким технологиям.
В 2008 Рэю Долби исполнилось 75 лет, он по-прежнему бодр и, как встарь, возглавляет и компанию, и научную работу, которая в ней не прекращается ни на день, дважды в неделю он приходит в свой офис в Сан-Франциско 100 Potrero Avenue. Не так давно Рэй Долби принял решение акционировать Dolby Laboratories с тем, чтобы распределить доли компании между своими 550 подчиненными – такими же, как он, энтузиастами-учеными.
Созданные технологии Dolby Laboratories:
1. Системы шумопонижения: Dolby A, B, C, S, SR.
2. Системы кодирования-декодирования многоканального звука с пространственным распределением каналов:
- аналоговые Dolby Stereo (с применением Dolby A/SR) в кино;
- семейство Dolby Pro Logic /II/IIx;
- цифровые Dolby Digital (AC-3), Dolby Surround-EX, в кино/DVD;
- Dolby-E, Dolby Digital Plus (для вещания);
- MLP Lossless – для кодирования Audio-DVD, Dolby Digital
- Stereo/5.1 Creator – для бытовой записи DVD, камкордеров и PC;
- Dolby True-HD для Blue-Ray/HD-носителя, DolbyFax, AAC
- (Advanced Audio Coding) – для хранения и передачи многоканальных файлов.
3. Системы виртуального пространственного звука:
- Dolby Virtual Speaker для домашнего применения в телевизорах и компьютерах;
- Dolby Home Theater/Sound Room для улучшенного воспроизведения звука на компьютере
- Dolby Headphone – для создания полноценного
- пространственного (Surround) 5.1 звучания в стереонаушниках.
4. Технологии обработки звукового и видеосигнала:
- Dolby Volume – для бытового применения в телевизорах с целью выравнивания уровня звука при переключении на различные каналы или программы;
- Dolby Contrast – для существенного увеличения качества картинки на ЖК-телевизорах, черное делается действительно черным на LCD-матрицах;
- Dolby Vision – для существенного улучшения качества картинки на ЖК-телевизорах;
- Dolby Lake Processor – цифровое управление громкостью и коррекцией в системах звукоусиления.
5. Digital Cinema – цифровой кинематограф:
Dolby Digital и Dolby Digital 3D – система кодирования, упаковки, шифрования, проверки качества и воспроизведения кино в цифровом виде с разрешением 2К и 4К в залах цифровых кинотеатров.
Теперь перейдем к теме, которая интересует многих, – звук Dolby в кино.
Я бы разделил эту тему на две составляющих – творческую и технологическую.
Начнем с техники. Компанией Dolby Labs. выстроена четкая и отлаженная система создания многоканального пространственного звука для кинокартин, которая включает микширование, кодирование, перенос на кинопленку, контроль качества фонограммы и воспроизведение в кинотеатре. Совсем недавно, во времена аналогового звука Dolby Stereo, консультант Dolby появлялся еще на этапе работы на площадке (вспомните портативный рекордер Nagra с модулем шумопонижения Dolby).
Ray Milton Dolby
– это было обусловлено борьбой за отношение сигнал/шум на каждом технологическом этапе, чтобы на этапе финального микширования в студии перезаписи (rerecording studio) получить фонограмму с удовлетворительным уровнем шумов при достаточно широком динамическом диапазоне, а также достаточно сложной и точной настройкой оборудования матричного кодирования-декодирования.
Dolby-консультант приезжал на финальный микс, настраивал оборудование Dolby, проверял соответствие электроакустических параметров студии и обеспечивал мониторинг микса в процессе кодирования декодирования. Так как процесс матричного кодирования аналоговый, то для того, чтобы слышать реальную картину микса (то, что получится в конечном итоге в кинотеатре после декодирования), необходимым условием перезаписи звука кинокартины по системе Dolby Stereo (4-2-4) было точное следование технологии процесса кодирования-декодирования фонограммы во время микса. Это помогало избегать серьезных пространственных и фазовых ошибок.
Теперь, в эру «цифры», звукорежиссер кинокартины обычно встречается с консультантом Dolby после финального микса на кодировании фонограммы кинокартины.
Что касается студии перезаписи, то к ней компания Dolby Labs. предъявляет ряд четких и адекватных требований, и без сертификации студия не попадет в список approved (одобренных), которым разрешен микс для создания фонограмм кинофильмов по системе Dolby.
Требования к студии многообразны. Прежде всего, они касаются акустических параметров помещения, таких, как объем, площадь, время реверберации в заданном частотном диапазоне, тип громкоговорителей и создаваемого ими звукового давления и частотной характеристики, расположение контрольной акустики, уровень посторонних шумов в студии, расположение микшерного пульта относительно киноэкрана и др. Требования Dolby Labs. относятся также и к техническим дпараметрам оборудования студии и даже к наличию конкретных моделей аппаратуры (например, студийной версии кинопроцессора Dolby). Особо отметим требования к микшерному пульту. В нем должна быть возможность инсертного подключения студийной версии кинопроцессора (например, Dolby CP6550SD) для обеспечения эквализации электроакустического тракта при настройке поля в соответствии с Х-кривой в студии. В консоли должно быть не меньше 32 каналов и восьми шин, обязательна мониторная матрица 8 х 8.
Регулировка громкости звука при мониторинге должна осуществляться сразу по всем каналам (5.1/6.1) с фиксацией на уровне 85 дБ.
Dolby Labs
Одним из требований пока остается обязательная возможность воспроизведения кинокопии с фонограммой Dolby Digital SR*D (т.е. аналоговой или цифровой) с кинопроектора (или системы сканирования кинопленки в видео Telecine) синхронно с воспроизводящим оборудованием студии (цифровой станцией или др.). Это связано с необходимостью предоставить заказчику (особенно западным продюсерам) возможность сравнить фонограмму, воспроизводимую с кинокопии, с финальным миксом студии, воспроизводимым с цифровой станции (DAW) или с магнитооптического диска (Dolby-MOD) через кодер.
Программа сертификации не бесплатная – сегодня это 2250 фунтов стерлингов. Она подразумевает получение всех технологических требований и таблиц для расчетов и приезд консультанта для проверки и настройки оборудования.
Только после выполнения всех требований в студии появляется кодирующее оборудование Dolby и со студией заключается договор бесплатной аренды кодера – он по-прежнему является собственностью компании Dolby Labs.
Несколько лет назад для студий появилась возможность сертифицироваться на Dolby Premier Studio. Но здесь уже гораздо более жесткие требования ко всему оборудованию, к акустике, к качеству монтажа, заземлению, воспроизведению кино-видео изображения, даже к качеству кабелей для громкоговорителей. В этой спецификации увеличено минимальное количество каналов пульта и сам пульт уже должен быть аппаратной микшерной консолью, а не контроллером для цифровой станции – иными словами, студия должна быть по всем параметрам высшего качества. Стоимость такой сертификации тоже выше: 3200 фунтов для уже существующей студии, представленной к одобрению, и 3900 фунтов – для новой. После сертификации студии выдается красивый хрустальный приз с высеченным логотипом Dolby Premier Studio и названием студии.
После процесса сертификации студия может проводить сведение или готовить финальный микс для кинокартин. Но для каждой кинокартины, в свою очередь, приобретается лицензия на использование технологии Dolby в конкретном проекте. В эту лицензию входит стоимость использования кодирующего оборудования, работа Dolby-консультанта, магнитооптический диск для переноса закодированной фонограммы в лабораторию печати негатива звука на кинопленке, использование оборудования Dolby в лаборатории и технический контроль качества (QC) фонограммы на кинокопии (4900 фунтов за полнометражный оригинальный фильм, порядка 1100 фунтов за дубляж, короткометражка порядка 350 фунтов).
Консультант периодически осуществляет проверку и, если необходимо, настройку равномерности акустического поля и соответствия X-кривой в студии (обычно перед началом процесса кодирования) и одновременно с просмотром киноматериала производит кодирование фонограммы в реальном времени в форматы Dolby Digital и SR на диск. Таким образом, фактически идет показ кинокартины частями длиной 2100 футов (фонограмма контролируется после кодера) с перерывами на перезарядку и проверку цельности закодированного файла на магнитооптическом диске (Dolby-MOD).
Задача такой системы жесткой сертификации студий – создание при микшировании таких же акустических условий в студии, как и в кинозале – при условии, что и в кинотеатре при инсталляции оборудования Dolby соблюдены акустические требования и настроено акустическое поле. Лишь тогда зритель услышит точно такой же звук, который создали режиссер и звукорежиссер в студии, включая малейшие нюансы.
Что касается микширования звука для создания фонограммы кинофильма в формате 5.1 (или 6.1 в технологии Dolby Digital EX) – уже сложились определенные художественные принципы, связанные с законами слухозрительного восприятия человеком фонограммы в кино. Речь располагается, как правило, в центральном канале, и только в редких случаях, как эффект, реплика может посылаться в боковые или тыловые каналы, чтобы подчеркнуть, что персонаж говорит из другого помещения (например, основное действие в кадре происходит в гостиной, а персонаж говорит из ванной комнаты). Как правило, навязчивое панорамирование диалогов (особенно при монтаже «восьмеркой» по изображению) вызывает отторжение в восприятии зрителя и подсознательное раздражение, поскольку отвлекает от диалогов в кадре и не работает на органичность связки «изображение-звук».
К сожалению, многие звукорежиссеры, начинающие работать в Surround-форматах, грешат излишней любовью к панорамированию диалогов – возможно, под давлением режиссера фильма. С учетом значительного разброса геометрических размеров кинозалов и, соответственно, размеров экранов, при панорамировании диалогов возможны значительные ошибки в локализации конкретного персонажа – и звук «отклеивается» от изображения, что вызывает отторжение восприятия зрителем. Значительные геометрические размеры киноэкрана также требуют, чтобы при микшировании музыки для кино она обязательно звучала и из центрального канала, и это должно закладываться еще во время аранжировки. Ведь зритель, сидящий не строго по центру зала, при отсутствии музыки в центральном канале (в случае воспроизведения только из левого, правого и тыловых каналов) слышит ее с сильным «перекосом», и она звучит только слева или справа, что значительно снижает эмоциональное воздействие музыки.
В принципе, технология микширования в Dolby не догма – она оставляет значительный простор для экспериментов. Surround – это только возможность разместить какие-либо фактуры или спецэффекты в пространстве, исходя из художественного решения конкретного фильма. Даже применяя технологии Dolby, можно создать звучание в моно только из центрального канала – если этого требует конкретное звуковое решение. Просто с приходом данной технологии появились возможности по значительному усилению звукового воздействия на зрителя, порой почти на физическом уровне – не забудем про низкочастотный канал спецэффектов LFE, он же «точка один». Важно, чтобы звук в конечном итоге работал на изображение и был органичен, составляя единое целое с картинкой. Несколько слов о кинотеатрах, оборудованных процессорами Dolby, в которых мы и смотрим кинокартины, смикшированные в технологии Dolby Digital.
К сожалению, в России нет ни одного кинотеатра, сертифицированного Dolby Labs., так как по нашему законодательству для технологической части кинотеатра – собственно кинопоказа – сертификация не требуется. Этим и объясняется недоумение зрителей после некоторых просмотров фильмов в некоторых залах.
Звуковое поле на соответствие Х-кривой может не проверяться и не настраиваться годами – хорошо, если заметят, что не исправен какой-либо громкоговоритель. А уж соответствие звукового давления стандартному уровню 85 дБ (цифре 7 на регуляторе Dolby-кинопроцессора) – вообще редкий случай. Порой из-за ненастроенного считывателя не воспроизводится цифровая дорожка фонограммы, и зритель, ни о чем, не догадываясь, довольствуется резервной аналоговой фонограммой Dolby Stereo. При этом, конечно, есть энтузиасты своего дела, и тогда залы регулярно проверяются и настраиваются. Тогда усилия звукорежиссеров не пропадают даром, и зритель слышит в кинотеатре именно ту фонограмму, которая создавалась в студии.
Пока же законодательно не создан механизм, при котором кинотеатрам у нас в стране будет выгодно иметь качественный звук, а не только вывеску Dolby Digital.
Но есть и положительные сдвиги в этой области: прокатчики и обладатели прав на кинофильм понимают, что чем качественнее технически они продемонстрируют фильм в кинотеатрах, тем больше сборов они получат. Подтверждение тому – недавняя громкая октябрьская премьера. Тогда прокатчик в содружестве с одним из федеральных каналов обратился в Dolby Labs. С просьбой проверить и настроить все 800 залов, где планировался показ кинофильма… правда «забыв» подкрепить свою просьбу финансово… Но начало положено…
От редакции
В статье авторизованного Dolby-консультанта по звуку Михаила Насонкина затронут важный вопрос – состояние звука в кинотеатрах.
Звуковой тракт многих кинозалов наводит грусть: акустические системы, установленные «как удобнее подвесить», задержки тыловых каналов, выставленные на слух, эквалайзер, настроенный по кривым равной громкости или «как в дискотеке»… и так далее. Почему так получается и можно ли изменить ситуацию?
Сегодня посещаемость кинотеатра зависит больше от качества рекламы фильма, чем от качества его звука. Можно, конечно, написать закон, утвердить требования, организовать контролирующую организацию со штатом проверяющих, которые будут ходить с приборами по залам. Но есть аналогичный опыт – техосмотр автомобиля: по улицам ездят рассыпающиеся на ходу рыдваны без тормозов, фар и габаритов, зато с талоном ТО на ветровом стекле.
Так что не будем уповать на административный ресурс. Владельцы кинозалов сами обратятся за помощью, когда поймут, что качество звука влияет на доход. И тогда можно будет снова прийти в кино и послушать, и получить удовольствие в полном объеме. Может быть, именно на второе пришествие зрителей и делают ставку владельцы залов?
Но надо помнить, что качество звука – это не только техника. Это еще и искусство. Смена плана с помощью трансфокатора – давно известный прием, но звук при этом почему-то «стоит на месте», приводя в недоумение зрителя. Действительно, ситуация сложная: и творчески, и технически нелегко сгладить в этом случае противоречия между видимым и слышимым. Или другой пример. На экране – вечер на берегу моря, а голоса актеров явно записаны в глухом помещении. Скажете, мелочь, бывают ляпы и более серьезные?
Это не ляп – это нетворческое отношение к работе.
И никакой проверяющий здесь не поможет, если только сами зрители не обратят внимание.
И помните, что звук будет радовать зрителя только в том случае, когда все звенья цепи хороши: от сценария и актеров – до настройки считывающего оборудования в проекционной и акустических характеристик кинозала.
Собственно, в том и состоит вклад лаборатории и лично Рэя Долби, что удалось навести технический порядок во всей технологической цепочке производства кинозвука, вплоть до тиражирования. Dolby Labs не просто выдает за деньги акцизную марку, а реально помогает зарабатывать. И студии тогда понесли мэтру свои деньги, когда осознали этот факт.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2011. Разрешается использование материалов при и указании живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800